Наставник в семье

 «Наставник в семье» как это работает?

На протяжении всего своего существования любая семья сталкивается с различными трудностями, а иногда и серьезными кризисами. Воздействие трудных жизненных обстоятельств на семью затрагивает различные сферы и нарушает ее функции. И первыми пострадавшими обычно являются дети. Именно они в эти моменты чувствуют острую необходимость во внимании, поддержке, понимании.

С 2014 года мы активно развиваемся в направлении - «Наставник в семье». Все принципы программы индивидуального наставничества сохраняются. У одного волонтера – один подопечный ребенок, их пару постоянно сопровождает профессиональный куратор-психолог, который помогает ребенку наладить контакт с волонтером.

На сегодняшний момент мы курируем больше 10 пар в Москве. Семьи приходят к мысли о Наставничестве по различными причинам - бывает что бабушке, воспитывающей самостоятельно внука-подростка, трудно в необходимой мере участвовать в его судьбе; или в семье есть ребенок с ограниченными возможностями, которому нужен друг. Недостаток внимания могут испытывать так же здоровые дети в семьях, где есть особенные дети, или чьи родители испытывают сложности со здоровьем. А бывает, что ребенок из интерната, который уже является участником программы и общается с Наставником вдруг находит семью. В таком случае, если принимающая семья на против, общение ребенка с волонтером продолжается. Своим опытом участия в программе «Наставник в Семье» делится Ольга Поздеева. Ольга приняла в семью ребенка из детского дома – Веронику. Вероника на тот момент уже 3 года была в программе и общалась с Наставником.

Какие чувства/эмоции у Вас вызвало тот факт, что у Вероники есть Наставник?

Эмоции были про то, что это здорово. Когда я встретила волонтёра, поняла, что это человек, на которого можно опереться.


Были ли сомнения в том, разрешить или нет Веронике участвовать в программе?

Об этом речи быть не могло – разрешить или не разрешить. Когда принимаешь ребёнка в семью – в первую очередь его уважаешь. Как можно запретить общаться, если ты принимаешь и уважаешь его и всё, что с ним связано.


Как произошла Ваша первая встреча с волонтёром?

Это было уже после попадания Вероники в семью на её день рожденье. Мы познакомились на самом празднике. Нас было всего трое. В этот момент для Вероники было важно пригласить двух значимых для неё людей, и это была я и Юля. Мы пошли в кафе, это был праздничный день. Юля оказалась очень позитивным, активным человеком, с хорошим чувством юмора. Оказалось, что у нас много общего, – в первую очередь, хорошее отношение к Веронике.


Обговаривали ли Вы с Юлей правила посещения и встреч, может быть, график посещения?

Вообще не говорили об этом. Как ребенку можно установить какой-то график посещения для его друзей? Она всегда сама решает, когда хочет встретиться. Просто заранее говорит мне, что встречается в такой-то день с Юлей. У нас в этом плане либеральная семья. Конечно, встреча с волонтёром должна соотноситься с режимом и дополнительными занятиями, которые есть у ребёнка. Но Вероника сама следит за этим.


Как Вы считаете, что дружба с Юлей даёт Веронике?

Мне кажется, она чувствует в ней сестру. Для чего нужна сестра? Чтобы вместе радоваться, чтобы можно поболтать на темы, которые сложно обсудить с родителями. Кроме этого, Юля дает Веронике принятие. На мой взгляд, пара подобрана очень хорошо, таким образом, что они дополняют друг друга. Вероника – сдержанная девочка, а Юля – активная, проявленная, инициативная. Она служит для Вероники образцом того, как можно проявляться в социальном мире.

 

Машнинова Анна Владимировна Специалист по маркетинговым коммуникациям DHL Express Россия Машнинова Анна Владимировна